Официальный сайт

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №  10»

Страничка логопеда

 

 

  Проблема грамотного письма всегда была актуальна. У  определенной части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом. Всё это снижает возможность полноценного овладения чтению и письму.
  Проблемы нарушения чтения и письма должны волновать не только учителей и логопедов, но и родителей.
  Иногда родители говорят: «Мой ребёнок постоянно допускает ошибки из-за лени и невнимательности». Но это не так, не только из-за лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического развития. Ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно. 
   Причины нарушения письма и чтения:

  1. Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма.

  2. Длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития, а так же с неблагоприятными внешними факторами:

  • неправильная речь окружающих;
  • недостаточность речевых контактов;
  • двуязычие;
  • неблагоприятная семейная обстановка.

  1. Замена букв (суба – шуба, лыба – рыба).
    Причина:  ребёнок не различает на слух звуки, нарушена дифференциация звонких и глухих согласных (П – Б, В – Ф, Ш – Ж,  К – Г и т.д.)
    Последствия:  такие дети постоянно ошибаются в правописании согласных в середине слова, так как слова «дубы» и «дупы» слышат абсолютно одинаково. Применить правило на практике такому ребенку очень трудно, отсюда постоянные ошибки.
    Путь исправления:  воспитывать у ребенка устойчивость дифференциации звонких и глухих согласных.

  2. Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении (к нига – книга, настуле – на стуле).
    Причина:
    у ребенка не развит навык анализа звуко-буквенного состава слов, ребенок не может определить количество звуков в слове, их порядок следования друг за другом.
  3. Аграмматизмы (пять деревов, шесть окнов, нет ключов).
    Причина:
    у ребенка не сформировано морфологическое обобщение, трудности в дифференциации грамматических форм словообразования и словоизменения.
    Трудности в подборе проверочных слов, отсюда затруднено усвоение  правил на правописание безударной гласной.
    Ребенок читает по догадке, искажая морфологическую структуру слов и предложения.

  4. Замены букв (оптического сходства).  Путают буквы вместо Ш – Щ, Ц, И; Д – Б, М – Л ( делка – белка, цуба - шуба, лука – мука ).
    Причина: у ребенка нет отчетливого представления зрительного образа буквы. Трудности могут сохранятся всю жизнь, если вовремя не помочь.

  5. Плохо понимает прочитанный материал.
    Причина: у ребенка недостаточно развит звукослоговой синтез, не может объединить  в своем представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнает слова, не улавливает связи между словами в предложении.

 

 

  1. Обращайте внимание на характер ошибок в тетради вашего  ребенка.
  2. Помните, что постоянное наказание за плохие отметки только ухудшат ситуацию.
  3. Не торопите неуспешного ребенка.
  4. Знайте: все задания по русскому языку необходимо выполнять, но помните: это всё же его задания, а не ваши.
  5. Проверяйте домашнее задание, помните: всегда  должен быть контроль.
  6. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.
  7. Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые стихи, заведите для них специальную тетрадь.
  8. Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребёнком в словесные игра на улице, в лесу.
  9. Дарите детям книги.
  10. Пусть ребенок чаще видит вас с книгой.
  11. Ищите такую книгу, которая «захватит» вашего ребенка.
  12. Читайте детям на ночь.
  13. Обсуждайте с ребенком содержание прочитанной им книги, спорьте, обменивайтесь мнениями, уважайте его выбор.
  14. Вместе с ребенком ищите в книгах ответы на разные вопросы школьной программы.
  15. Верьте в успех своего ребенка.

 

   Литература:

  1. Р.И.Лалаева Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников, 2001.
  2. М.А.Поваляева Профилактика и коррекция нарушений письменной речи, 2006.

 

Дата последнего обновления страницы 27.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»