Официальный сайт
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» |
|
|
Страничка логопеда |
|
Проблема грамотного письма всегда была актуальна. У определенной части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом. Всё это снижает возможность полноценного овладения чтению и письму. Проблемы нарушения чтения и письма должны волновать не только учителей и логопедов, но и родителей. Иногда родители говорят: «Мой ребёнок постоянно допускает ошибки из-за лени и невнимательности». Но это не так, не только из-за лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического развития. Ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно. Причины нарушения письма и чтения:
-
Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма.
-
Длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития, а так же с неблагоприятными внешними факторами:
- неправильная речь окружающих;
- недостаточность речевых контактов;
- двуязычие;
- неблагоприятная семейная обстановка.
-
Замена букв (суба – шуба, лыба – рыба). Причина: ребёнок не различает на слух звуки, нарушена дифференциация звонких и глухих согласных (П – Б, В – Ф, Ш – Ж, К – Г и т.д.) Последствия: такие дети постоянно ошибаются в правописании согласных в середине слова, так как слова «дубы» и «дупы» слышат абсолютно одинаково. Применить правило на практике такому ребенку очень трудно, отсюда постоянные ошибки. Путь исправления: воспитывать у ребенка устойчивость дифференциации звонких и глухих согласных.
- Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении (к нига – книга, настуле – на стуле).
Причина: у ребенка не развит навык анализа звуко-буквенного состава слов, ребенок не может определить количество звуков в слове, их порядок следования друг за другом.
-
Аграмматизмы (пять деревов, шесть окнов, нет ключов). Причина: у ребенка не сформировано морфологическое обобщение, трудности в дифференциации грамматических форм словообразования и словоизменения. Трудности в подборе проверочных слов, отсюда затруднено усвоение правил на правописание безударной гласной. Ребенок читает по догадке, искажая морфологическую структуру слов и предложения.
-
Замены букв (оптического сходства). Путают буквы вместо Ш – Щ, Ц, И; Д – Б, М – Л ( делка – белка, цуба - шуба, лука – мука ). Причина: у ребенка нет отчетливого представления зрительного образа буквы. Трудности могут сохранятся всю жизнь, если вовремя не помочь.
-
Плохо понимает прочитанный материал. Причина: у ребенка недостаточно развит звукослоговой синтез, не может объединить в своем представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнает слова, не улавливает связи между словами в предложении.
- Обращайте внимание на характер ошибок в тетради вашего ребенка.
- Помните, что постоянное наказание за плохие отметки только ухудшат ситуацию.
- Не торопите неуспешного ребенка.
- Знайте: все задания по русскому языку необходимо выполнять, но помните: это всё же его задания, а не ваши.
- Проверяйте домашнее задание, помните: всегда должен быть контроль.
- Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.
- Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые стихи, заведите для них специальную тетрадь.
- Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребёнком в словесные игра на улице, в лесу.
- Дарите детям книги.
- Пусть ребенок чаще видит вас с книгой.
- Ищите такую книгу, которая «захватит» вашего ребенка.
- Читайте детям на ночь.
- Обсуждайте с ребенком содержание прочитанной им книги, спорьте, обменивайтесь мнениями, уважайте его выбор.
- Вместе с ребенком ищите в книгах ответы на разные вопросы школьной программы.
- Верьте в успех своего ребенка.
Литература:
- Р.И.Лалаева Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников, 2001.
- М.А.Поваляева Профилактика и коррекция нарушений письменной речи, 2006.
|
|
|
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish" |